Закупка программного обеспечения по 44 фз. Как закупать программное обеспечение: пошаговая инструкция. Исключения в лимитировании ПО

10.02.2024

Может ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение приобрести программное обеспечение (приобретение модуля сбора 70данных для специального раздела сайта ОУ, тип лицензии- неисключительный) по ФЗ №44-ФЗ на условиях аванса (30% и 70%)? Распространяются ли условия авансирования для федеральных бюджетных заказчиков на договора, заключаемые по ФЗ №223-ФЗ?

Ответ

1.Нет, не может. Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году приведен в справочнике 1.

2. Ограничения по объему авансовых платежей в рамках Закона 223-ФЗ установлены теми же нормами, что и при закупках по Закону от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Обоснование
Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году

Авансовые платежи по контрактам для федеральных ПБС, бюджетных и автономных учреждений ограничены. Смотрите в таблице, в каких размерах учреждение вправе установить аванс и когда можно оплатить 100 процентов.

В контрактах, по которым предусмотрено поэтапное исполнение, не предусматривайте выплату аванса на последнем этапе. Исключение - контракты, размер аванса по которым - 100 процентов , а также если контракт подлежит казначейскому сопровождению . Об этом - в пункте 19

Размер авансовых платежей *

Предмет и условия контракта

Основание

Запрет на авансирование (нельзя прописывать аванс в контракте)

1. Поставка товаров или оказание услуг из перечня. Это продукция массового потребления: белье постельное и столовое, ноутбуки и планшеты, автомобили легковые, средства автотранспортные грузовые, ручки и карандаши. А также услуги: по ремонту компьютеров и периферийного оборудования, ремонту мебели и т. д.

Запрет действует на весь контракт даже в том случае, если, кроме товаров и услуг из перечня, в него включили другие товары (услуги)

2. В контракте прописали условия о:

Казначейском обеспечении обязательств в размере до 100 процентов суммы контракта;
- казначейском сопровождении расчетов по контракту в размере не менее суммы такого обеспечения

П. 20 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 6 постановления Правительства от 30.12.2017 № 1705, письмо Федерального казначейства от 11.01.2018 № 07-04-05/05-160

Перечень утвержден распоряжением Правительства от 16.01.2018 № 21-р

В размере не больше 30 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств**

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России.

Подп. «а», «б» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Если стоимость контракта на строительство, реконструкцию, капремонт госсобственности России больше 600 млн руб., заказчик вправе включить в контракт условие о повторной предоплате, если подрядчик выполнит работы в объеме уже выплаченного аванса. Общая сумма авансирования не должна превышать 70 процентов суммы контракта

В размере свыше 30 и до 80 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств**

НИОКР, которые направлены на импортозамещение технологической продукции.

Соблюдайте два требования:
- от Минпромторга получите подтверждение, что контракт соответствует целям импортозамещения;
- в контракт включите условие о казначейском сопровождении аванса. Не включайте это условие, если контракт подлежит банковскому сопровождению

В размере свыше 30 процентов суммы контракта, но не более 90 процентов суммы договора

Подп. «а» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

До 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств**

Услуги связи

Подписка на печатные издания, их приобретение***

Обучение на курсах повышения квалификации и прохождение профессиональной переподготовки

Участие в научных, методических, научно-практических и других конференциях

Госэкспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Проверка достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

Приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов на городской и пригородный транспорт

Грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом

Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение

Проведение мероприятий по тушению пожаров

Аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки)

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Контракты Минздрава с иностранными организациями на проведение лечения граждан РФ за пределами территории России (в соответствии с постановлением Правительства от 15.02.2008 № 72)

Подп. «в» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

* Внимание: после 1 декабря 2018 года нельзя заключать контракты, по которым предусмотрена выплата в 2018 году аванса или оплата работ (услуг), со сроком исполнения свыше одного месяца. Исключение - контракты, которые заключают по решению Правительства и для гособоронзаказа. Об этом сказано в пункте 14 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496.

** Контракты свыше 100 млн руб., по которым предусмотрено авансирование, должны проходить с казначейским сопровождением . Исключение: контракты, которые сопровождает банк . Об этом сказано в подпункте 4 пункта 2 статьи 5 Закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ.

*** Для санкционирования оплаты подписки на периодические печатные и электронные издания в орган Федерального казначейства достаточно представить счет или счет-фактуру (письмо Минфина от 20.01.2016 № 02-01-11/1758 ).

Как заключить контракт (договор), если закупки проводились по правилам Закона № 223-ФЗ7

Авансовые платежи

Ограничения по объему авансовых платежей установлены теми же нормами , что и при закупках по Закону от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ .*

Из справочника

Условия контракта по Закону № 44-ФЗ

Авансовые платежи

Размеры авансов по контрактам у федеральных, региональных и местных заказчиков разные. Их устанавливают органы власти своими нормативно-правовыми актами.

Федеральные учреждения

На федеральном уровне Правительство ограничило объем авансовых платежей для ПБС.
Для федеральных бюджетных и автономных учреждений аналогичные лимиты по авансам действуют с 27 ноября 2017 года. До этой даты ограничений, кроме контрактов за счет субсидий, не было.

Об этом сказано в части 3.11-1 статьи 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, части 16-1 статьи 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, пунктах 18-20 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, письмах Минэкономразвития от 20.09.2016 № Д28и-2454, Казначейства от 16.06.2016 № 05-03-13/5.*

Совет: в заявке на кассовый расход правильно заполните поле «Признак авансового платежа» в графе 4 раздела 1 «Реквизиты документа» или графе 5 аналогичного раздела в сокращенной заявке. Когда перечисляете аванс, заполните форму так:

· в поле «Признак авансового платежа» укажите «Да» (п. 9.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства от 10.10.2008 № 8н);

· в графе «Назначении платежа» напишите, что перечисляете аванс.

Казначейство России сверит эти сведения и пропустит платеж. Обнаружит ошибку - вернет заявку без исполнения.

Такие разъяснения дают специалисты Казначейства в письме от 30.10.2015 № 05-03-15/103.

Региональные и муниципальные учреждения

Размер авансов на региональном и местном уровне определяют соответствующие органы власти. Как правило, установленные лимиты распространялись только на ПБС. Но с 27 ноября 2017 года их также должны соблюдать бюджетные и автономные учреждения.

Об этом сказано в части 3.11-1 статьи 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, части 16-1 статьи 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.*

Оплата за этапы работ

Не включайте в контракт условие об авансе на последнем этапе его исполнения. Исключение - контракты, авансовый платеж по которым 100 процентов, а также те, по которым предусмотрено казначейское сопровождение. Если подрядчик выполняет работы, услуги по контракту поэтапно, а заказчик полностью оплачивает каждый этап - это не аванс. Заказчик оплачивает работы, услуги, которые подрядчик уже выполнил. Об этом - в пункте 19 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, письме Минфина от 23.09.2011 № 02-03-10/4282.

Любое учреждение нуждается в офисной технике (в компьютерах, принтерах и т.д.) и программном обеспечении (ПО) для нее. При этом последнее можно купить как товар, вместе с техникой, на которой оно работает, или как услугу по предоставлению права пользования программой. Отметим, что в настоящее время набирает обороты переход на отечественное офисное ПО. О том, как закупать ПО, на что обратить внимание при определении начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и какие нюансы нужно учесть, расскажем далее.

Запрет на закупку иностранного ПО

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами.

Вместе с тем ч. 3 данной нормы Правительству РФ предоставлено право поддержки российских товаропроизводителей путем установления запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами. В частности, Постановлением от 16.11.2015 № 1236 введен запрет на допуск программ для ЭВМ и баз данных, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ из государств – членов ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое ПО и прав его использования). То есть учреждение образования не вправе закупить ПО, произведенное за рубежом.

К сведению: запрет на ПО из государств – членов ЕАЭС не распространяется. Оно закупается наравне с российским.

Отметим, что перед закупкой ПО заказчику нужно свериться с реестрами российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр российского ПО) и евразийского ПО. Первый размещается на сайте Минкомсвязи и доступен круглосуточно, второй пока в стадии разработки. Если необходимое для закупки ПО находится хотя бы в одном из данных реестров, заказчик обязан установить запрет по Постановлению № 1236.

Однако наличие реестра российского ПО еще не означает, что заказчики лишены возможности закупать иностранное ПО. Запреты, предусмотренные Постановлением № 1236, не применяются в случае наличия объективных причин (п. 2, 3, 4 данного постановления):

    в реестрах отсутствуют сведения о ПО (нет аналогов), соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;

    ПО, сведения о котором включены в реестры и которое соответствует тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не отвечает установленным заказчиком требованиям к ПО, планируемому к закупке;

    закупка ПО производится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;

    сведения о ПО или его закупке составляют государственную тайну.

Например, учреждение планирует закупить операционную систему MS Windows XP. В реестре российского ПО (www.reestr.min svyaz.ru) по классу «Операционные системы» зарегистрирован ряд продуктов (RAIDIX, Альт Линукс СПТ, Альт Линукс КДесктоп, ОС РОСА ХРОМ DX и т. д.). То есть в реестре есть российские аналоги. Далее нужно проанализировать эти продукты на предмет соответствия своим потребностям по функциональным, техническим и иным характеристикам. Если все российские операционные системы не подходят, можно закупить операционную систему MS Windows XP, оформив обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО из иностранных государств.

Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО

Порядок подготовки такого обоснования утвержден Постановлением № 1236. В частности, оно должно содержать указание:

    на причину невозможности соблюсти запрет (обстоятельство, предусмотренное пп. «а» или пп. «б» п. 2 Постановления № 1236);

    на класс (классы) ПО, которому (которым) должно соответствовать закупаемое ПО;

    на требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки, с отражением класса (классов), которому (которым) оно должно соответствовать;

    на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым ПО из реестров не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО, по каждому ПО (с указанием названия программного обеспечения) (только для закупки в случае, предусмотренном пп. «б» п. 2 Постановления № 1236).

Обоснование готовится и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и размещается одновременно с извещением.

Если закупка является гостайной или заказчик работает за рубежом, такое обоснование готовить не нужно.

Как закупить ПО?

Все учреждения образования могут закупать ПО двумя способами – централизованно и в соответствии с общими требованиями Закона о контрактной системе.

Централизованные закупки

Согласно ст. 26 Закона о контрактной системе централизованные закупки являются способом организации закупочной деятельности, при котором выбор исполнителей условий контракта осуществляет не сам заказчик, а уполномоченный государственный орган или учреждение.

От редакции: более подробно о централизации рассказано в консультации Т. Шадриной «Централизованные закупки учреждений образования ».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.06.2018 № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности» (далее – Постановление № 658) федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства РФ, а также подведомственным казенным учреждениям ПО и услуги по его сопровождению закупят централизованно:

    Федеральное казначейство (закупит ПО для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти и их подведомственным казенным учреждениям);

    Минкомсвязи (закупит для названных заказчиков офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности).

Обозначенные уполномоченные органы:

    формируют потребности для осуществления централизованных закупок на основе предложений федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности;

    составляют документацию по планированию закупок и вносят в нее изменения;

    составляют закупочную документацию и проводят закупочные процедуры, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключают государственные контракты, контролируют их исполнение;

    анализируют информацию о качестве поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг по установленным соответствующим уполномоченным органом формам и порядку и обеспечивают учет указанной информации;

    ведут журналы учета обращений федеральных органов исполнительной власти и подведомственных учреждений по вопросам качества поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные учреждения:

    своевременно предоставляют и (или) уточняют информацию о потребности в осуществлении централизованных закупок;

    производят передачу бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств на осуществление централизованных закупок, в соответствующий уполномоченный орган;

    согласовывают с уполномоченным органом дату и время поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    направляют уполномоченному органу информацию о выявленных недостатках по поставке товаров, выполнению работ (их результатов), оказанию услуг по формам и в порядке, которые определяются уполномоченным органом;

    участвуют совместно с уполномоченным органом в приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

    подтверждают уполномоченному органу поставку товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг и устранение выявленных недостатков по формам и в порядке, которые устанавливаются таким уполномоченным органом.

К сведению: под офисным ПО понимается офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, сведения о которых включены в единый реестр российского ПО, соответствующие дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Централизованно закупят не только программы, но и работы и услуги, связанные с разработкой, модификацией, модернизацией, установкой и настройкой, техподдержкой и обновлением ПО.

Общий порядок закупки ПО

Учреждения образования при осуществлении закупок ПО на основании Закона о контрактной системе должны учитывать следующие особенности:

1. Планирование закупок .

Закупка ПО планируется в общем порядке, путем включения ее в план закупок и план-график закупок. Однако в соответствующей графе плана-графика (27) нужно сделать отметку о применении национального режима.

2. Способ закупки .

Он определяется в соответствии с нормами Закона о контрактной системе. Представим в таблице возможные способы.

Способ определения поставщика

Случаи применения

Электронный аукцион

Перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых заказчики должны проводить электронный аукцион, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Значительная часть ПО и связанных с его эксплуатацией работ и услуг содержится в этом перечне. Например, учреждение планирует приобрести ПО для поддержки компьютерных программ на сумму 600 тыс. руб. по коду 58.29.14 ОКПД2. Код 58 входит в аукционный перечень, значит, закупка должна быть осуществлена путем проведения электронного аукциона

Открытый конкурс

Закупить ПО можно через конкурс при условии, что сведения о закупке не являются гостайной либо не подлежат размещению в ЕИС (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе). Также конкурс невозможен, если код предмета закупки входит в аукционный перечень

Запрос котировок

В случае если цена планируемого к приобретению ПО менее 500 тыс. руб., можно провести запрос котировок, даже если оно подпадает под аукционный перечень. В таком случае нужно учитывать ограничения, установленные ч. 2 ст. 72 , ч. 2 ст. 81 Закона о контрактной системе : годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Закупка у единственного поставщика

Провести закупку ПО таким способом вправе любой заказчик при условии, что сумма закупки не более 100 тыс. руб. (нужно учитывать ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Образовательные учреждения могут купить ПО у единственного поставщика и на сумму до 400 тыс. руб. (в год таких закупок не должно быть более чем на 20 млн руб. и не больше 50 % совокупного годового объема закупок (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Образовательные организации – инновационные площадки могут закупать у единственного поставщика – правообладателя ПО без ограничения по сумме (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Кроме того, закупку у единственного поставщика можно провести:
– при закупке электронных изданий конкретных авторов (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей – обладателей исключительных прав (лицензий) (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
– при признании несостоявшейся процедуры определения поставщика (при условии соблюдения ограничений)

3. Описание объекта закупки .

При формировании объекта закупки нужно учитывать наличие технологической и функциональной связи между товарами и услугами. Ведь не секрет, что ПО заказчики довольно часто закупают вместе с компьютерами и иными устройствами.

Минфин в Письме от 19.09.2017 № 24-06-06/60727 высказал мнение, что возможно объединение в один лот передачи права использования на результат интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ) и услуги по его обслуживанию, поскольку названные товары связаны с использованием одного результата интеллектуальной деятельности – программы ЭВМ, если указанное не повлекло ограничения конкуренции.АС ПО в Постановлении от 09.04.2015 № Ф06-22212/2013 по делу № А65-18409/2014 отметил, что компьютерную технику можно закупать вместе с установленным на ней программным обеспечением, поскольку наличие такого программного обеспечения технологически связано с поставкой техники ввиду того, что использование компьютерной техники без необходимого программного обеспечения нецелесо­образно.

Между тем АС ВВО в Постановлении от 14.08.2017 № Ф01-3262/2017 по делу № А38-10848/2016 подчеркнул: если предметом закупки является поставка компьютерной техники, включать в нее услуги по передаче прав на программное обеспечение неправомерно. Программное обеспечение и компьютеры с периферийным оборудованием имеют разные коды ОКПД2.

Поскольку позиции контрольных органов и судов расходятся, учитывайте совместимость ПО и техники, и тогда штрафа за нарушение при описании объекта закупки, возможно, удастся избежать.

Отметим, что довольно часто учреждения объявляют закупку на продление лицензии на конкретное ПО, которое уже установлено у них. В таком случае заказчик вправе закупить конкретное иностранное ПО, однако он все-таки обязан обосновать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО.

4. Иные нюансы .

Пару слов скажем о начальной (максимальной) цене контракта. Специальных требований для определения НМЦК при закупке ПО Закон о контрактной системе не содержит. Соответственно, рекомендуем использовать приоритетный метод определения НМЦК согласно ст. 22 Закона о контрактной системе – метод сопоставимых рыночных цен.

Сведения о закупке ПО размещаются по общим правилам в зависимости от выбранного способа закупки. При этом если учреждение устанавливает запрет на допуск иностранного ПО, то он должен быть зафиксирован как в извещении об осуществлении закупки, так и в документации о закупке. Если же запрета нет, одновременно с извещением размещается соответствующее обоснование (например, нет российского аналога).

Соответственно, если запрет на допуск иностранного ПО установлен, учреждение образования должно отклонять все заявки, в которых предлагаемое ПО не включено в реестры российского ПО или евразийского ПО.

В остальном никаких нюансов и особенностей нет.

Подводя итог, напомним, что Постановлением № 658 продлен переход на использование отечественного офисного ПО для федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляется Правительством РФ. Тем не менее, закупая ПО, сверяйтесь с реестрами ПО и устанавливайте запреты по Постановлению № 1236 на допуск иностранного ПО. Если запреты не могут быть установлены в силу объективных причин, обоснуйте такую невозможность и разместите это обоснование вместе с извещением об осуществлении закупки.

Редкая современная компания не нуждается в программном обеспечении, которое необходимо периодически закупать. Если она принадлежит к государственным или муниципальным, то не может применять никакое ПО, кроме лицензионного. С 1 января 2014 года все поставщики интеллектуальной собственности обязаны соблюдать Федеральный закон от 05.04 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот документ называют «законом о госзакупках». В последней редакции введены в силу ограничения на определенные группы программных средств. Как реализуются положения ФЗ №44 относительно приобретения интеллектуальной собственности, нашей и иностранной, читайте в этой статье.

Интеллектуальная собственность – товар, услуга или работа?

Закон о госзакупках – ФЗ №44 – рассматривает всевозможные правоотношения поставщика и заказчика:

  • на открытых торгах;
  • в аукционах на электронных площадках;
  • в запрашивании котировок;
  • в сделках путем закрытого выбора.

В Законе рассматриваются все нюансы осуществления закупок, направленных на реализацию определенного товара, работы или услуги. Относится ли к этой триаде интеллектуальная собственность, а именно программное обеспечение?

СПРАВКА! В тексте ФЗ №44 нет прямых утверждений относительно ПО, поэтому трактовки применения этого закона к программным продуктам могут отличаться.

Распоряжение объектами интеллектуального права нельзя в полной мере отнести к реализации товара, оказанию услуги или выполнению работы. Это самостоятельное правовое отношение, точнее, гражданско-правовое, регулируемое Гражданским кодексом РФ. Поэтому нужно особенно внимательно отнестись к применению ФЗ №44 в отношении ПО:

  • при оформлении госконтрактов;
  • при оформлении тендерных заявок.

Заявка на тендер по закупке ПО

Подавая заявку, участник должен выразить согласие с техническим заданием. Форма заявки отличается в зависимости от того, закупается товар или оказываемая услуга. В первом случае обязательно указывать государство, где произведен товар. Как в такой заявке обстоит дело с интеллектуальной собственностью?

Контролирующие органы расценивают лицензионный договор относительно ПО не как договор поставки, а как договор именно на оказание услуг. Однако рекомендуется для перестраховки все же заявить страну происхождения товара, в большинстве случаев это будет Россия или одна из стран ЕЭС.

Госконтракт на закупку ПО

Приобретая лицензионное ПО, заказчик покупает не просто коробку с программой или электронный вариант, а еще и право на временное владение и использование. Поэтому необходимо заключать не просто контракт, а именно лицензионное соглашение, включающее в себя, помимо основных договоренностей, важные моменты касательно интеллектуальной собственности:

  • границы прав, которые передаются;
  • территориальные ограничения их действия;
  • период актуальности;
  • права и обязанности заказчика и исполнителя.

Это соглашение стоит оформить как приложение к государственному контракту или как «договор присоединения» (дополнительные условия прописаны на упаковке приобретаемого продукта или экземпляре программы).

Ни закупки вне Реестра

В 2016 году программное обеспечение как объект закупок подпало под действие Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. №1236. В этом акте предписывается ограничить приобретаемое ПО тем, что содержится в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это значит, что жестко лимитируется иностранный софт в пользу отечественного (это делается с целью реализации программы импортозамещения).

Какой софт ограничен как предмет закупок

Постановлением Правительства декларируется, на какие виды программного обеспечения налагается запрет. Согласно данному нормативному акту запрещается приобретать иностранное ПО при наличии отечественного аналога – ни прямо (по контракту), ни путем покупки лицензии. Под лимитирование попали такие иностранные продукты:

  • программы для электронно-вычислительных машин;
  • базы данных иных государств;
  • какие-либо исключительные права на интеллектуальную собственность;
  • право применять ПО.

Иностранные программы не разрешают приобретать ни в электронной форме, ни записанными на любой материальный носитель.

Также действует запрет на закупку некоторых видов иностранной продукции, относящейся к радиоэлектронике, а именно портативных ПК весом до 10 кг (ноутбуков, планшетов, лэптопов, карманные электронных устройств, в том числе совмещенных с мобильниками и т.п.).

Исключения в лимитировании ПО

Действие данного Постановления не включает в себя несколько оговоренных исключений. По-прежнему покупать иностранное ПО и права на него разрешено:

  • дипломатическим представительствам РФ;
  • консульствам;
  • торговым представительствам России при международных организациях на территории других государств;
  • в случае, если само ПО или данные о его закупке относятся к государственной тайне.

Что изменилось в закупках ПО в 2018 году

С 2016 года заказчики искали способ найти обходные пути в запрещающем постановлении, чтобы приобретать привычный софт. Это побудило Правительство пересмотреть регламент и внести в Постановление ряд изменений. Это произошло в конце 2017 года, так что новая редакция стала актуальной с января 2018 года.

Из ЕЭС – теперь можно

Россия разрешила своим заказчикам покупать не исключительно «родной» программный продукт, как это значилось в начальной редакции, а выбирать вдобавок из предложений, исходящих из Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан). Их программные средства отныне входят в Реестр наравне с российским.

В связи с данным разрешением важное изменение коснулось структуры Реестра разрешенных к закупке программ. Его разбили на два:

  • включающий в себя отечественные программы и базы данных;
  • программный продукт и базы данных государств ЕЭС.

Какое ПО не включат в Реестр

Новая редакция Постановления сделала более жесткими требования к продуктам и базам данных, которые могут размещаться в Реестре. Помимо отечественного происхождения и других требований, действовавших и ранее, ПО в Реестре:

  • не должно принудительно управляться или обновляться из-за границы;
  • не вправе препятствовать использованию продукта и его распространению на территории РФ и ее субъектов.

Есть и другие существенные изменения:

  • внесены дополнительные условия включения в Реестр офисного ПО;
  • изменен порядок функционирования Экспертного совета по отечественному ПО;
  • пересмотрен вопрос об обязательности сертификата информационной безопасности.

Алгоритм закупки ПО

Как действовать заказчику, желающему заключить контракт на приобретение ПО? Принципы следующие.

  1. Изучить Реестр.
  2. Если требуемый софт в нем наличествует, оформлять заявку;
  3. Если нужного программного обеспечения нет, просмотреть приведенный перечень в поиске отечественного аналога.
  4. Аналог, принадлежащий к тому же классу, нашелся – оформляется заявка на него.
  5. Аналог есть, но он не вполне подходит заказчику по базовым характеристикам, либо аналогов нет – разрешена закупка искомого софта, даже иностранного.

Доводы в пользу требований заказчика

Тонкий момент: для приобретения иностранного ПО заказчику придется доказать, что его организации не подходит ни один из российских аналогов, числящихся в Реестре. Доказательства должны быть вескими, а не просто содержать пожелание руководства или другие подобные аргументы. Для этого в Единой информационной системе (ЕИС) он обязан разместить исчерпывающее обоснование, включающее в себя:

  • подробные и конкретные требования к закупаемой интеллектуальной собственности (свойства, характеристики);
  • причины закупки программного обеспечения, которого нет в Реестре;
  • класс (или несколько классов) ПО, которое требуется купить;
  • сравнение характеристик аналогов ПО, присутствующих в Реестре, с требуемыми заказчиком (должны обнаружиться существенные расхождения).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Опытные заказчики не рекомендуют использовать обоснование как вариант покупки любого ПО в обход ограничений, кроме исключительных ситуаций. Проверяющие зачастую недостаточно компетентны, чтобы адекватно оценить аргументы обоснования, поэтому могут просто признать их недостаточными. В большинстве случаев целесообразнее оставаться в рамках Реестра отечественного софта.

Елена Иванова 29 июля 2016 г. 13:10

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) регулирует, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются:

● поставка товара;

● выполнение работы;

● оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

О том, что Закон распространяет свое действие на отношения по распоряжению интеллектуальной собственностью, к которой относится и программное обеспечение , прямого указания нет. Отношения по вопросу распоряжения интеллектуальной собственностью, регулируемые ч.4 ГК РФ, - это самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Это не поставка товара, не выполнение работ и не оказание услуг. Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах:

● договор об отчуждении исключительного права - ст. 1234 ГК РФ;

● лицензионный договор - ст. 1235 ГК РФ.

В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно:

● при подготовке заявки на тендер;

● при заключении государственных контрактов.

Подача заявки на тендер

Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться.

При подаче заявки на аукцион, предметом которого являются «услуги», Участник должен приложить свое согласие на выполнение таких услуг, а при подаче заявки на поставку товара - дополнительно указать страну происхождения товара. Причем, необходимо прописывать наименование страны происхождения товара ещё и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг.

Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам - ГАРАНТ.РУ).

Однако, часто встречаются случаи отклонения заявок в виду не указания Участником на страну происхождения товара . Последующие обращения в ФАС и жалобы на конкурсную комиссию не всегда могут обернуться для вас положительным исходом, также стоит обратить внимание, что это длительная процедура.

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать - перестраховаться.

Заключение государственного контракта

Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в приобретении лицензии - дающей его владельцу право использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком). Заключение лицензионного договора по предоставлению права использования ПО является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС).

Практика показывает, что не все контракты являются лицензионными, они по своей сути шаблонные и описывают основные договорённости между исполнителем и заказчиком - предмет, сроки выполнения работ, стоимость, пени, санкции и пр. Объем передаваемых прав, территориальное действие, срок, а также права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности обычно в контракте не содержатся.

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2019 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Сделайте пометку в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок» плана-графика закупок.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято , которым установлен на закупку иностранного ПО.

Под запрет подпадают приобретение:

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236.

Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два . И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС . К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

Документ должен содержать:

  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2019 года.